Классификация моторных масел по вязкости SAE

Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости. Широко известная классификация, которая описывает вязкость масла указывая на температурные режимы, в которых возможна бесперебойная работа двигателя при использовании конкретного вида смазывающей жидкости. 


Такие маркировки как 15W-40, 10W-40, всем знакомы, однако, что же они означают?

Все моторные масла имеют общую формулу xWy, где х — одно из «зимних», а у — одно из «летних» значений. Например, из формулы SAE 15W-40 можно понять, что данное масло при низких температурах имеет вязкость «зимнего» сезонного масла SAE 15W, а при высоких — вязкость «летнего» незагущенного SAE 40. Следует помнить, что, к сожалению, данные показатели невозможно просто измерить. Данные классы присваиваются маслу после комплексного измерения его показателей (например, динамической и кинематической вязкости).

Благодаря разработанной формуле, можно установить температурный диапазон применимости моторного масла определенной вязкости.

"Таким образом, если от зимнего значения вязкости данного всесезонного моторного масла отнять 40, то получим минимальную температуру гарантированного пуска. Рассмотрим на примере: всесезонное моторное масло с вязкостью 15W-40, значит минимальной температурой гарантированного пуска будет: 15 — 40 = - 25 °C."

Исходя из информации, описанной выше, можно сказать, что если на масле данной вязкости при температуре - 25 °C двигатель запустится, то он гарантировано получит смазку. Нельзя считать данную температуру минимальной, при которой двигатель обязан заводиться, так как процесс запуска двигателя не имеют отношения к маслу и его вязкости. На процесс запуска двигателя влияет множество факторов: заряженность аккумуляторной батареи, техническое состояние стартера, регулировка топливной системы и много другое. Но если двигатель на этом масле заведется при этой температуре, его детали гарантировано получат смазку.

Если говорить о максимальной температуре воздуха для масла данной вязкости, то она практически совпадает со вторым числом в формуле вязкости SAE. Цифра, стоящая после знака дефиса, обозначает вязкость при высоких температурах. Масло более надежно для летнего периода, если эта цифра выше. 

Полезно обратить внимание, бытует мнение, что например, масло с вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40. Это из-за того, что многие привыкли к тому, что синтетика имеет класс вязкости 5W-40, полусинтетика - 10W-40, минералка - 15W-40. Но на современном рынке уже представлены фирмы, которые производят 100-процентную синтетику классов вязкости 10W-40, 10W-50, 15W-40, 15W-50 и д. Поэтому следует запомнить, что вязкость не является главным показателем качества или базовых составляющих масла.


Можно взять жидкое масло для зимнего периода SAE 0W, добавить много различных присадок, и получить на первый взгляд отличную жидкость, которую можно применять всегда. Но эти молекулы присадок, разрушаются (разрезаются, раскатываются и т.п.) в процессе эксплуатации в масле начинают накапливаться продукты окисления, загрязнении, сажа и т.п., и соответственно, масло не сможет защищать детали двигателя от износа.

Проверено, что более устойчивыми будут те масла, которые содержат небольшие количества «улучшителя», например SAE 15W-40, или SAE 5W-20.

Вам может быть интересно